28 Ноябрь 2012 г. 11:56
Система охлаждения тракторов МТЗ, ЮМЗ (двигатели Д-240, Д-245 и Д-65)
В рассматриваемых двигателях реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан). Система охлаждения дизелей с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная). Действует она следующим образом.
Насос 8 (рис. 2.48) забирает охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения дизеля (при наличии - и пускового двигателя), вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую. Перетекая по трубкам, сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10. Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80.. .97°С. Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5. В холодном двигателе термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к насосу, исключает этим ненужное ее охлаждение в радиаторе. Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами.
Насос у рассматриваемых дизелей конструктивно объединен с вентилятором и устроен подобно.
К корпусе 16 (рис. 2.49) насоса на двух шарикоподшипниках вращается стальной валик 13. На переднем конце валика на сегментной шпонке установлен шкив 7. С помощью клиноременной передачи шкив насоса получает вращение от шкива коленчатого вала.
Подшипники валика насоса смазываются через масленку 6. Для каркасных резиновых сальника 11 и 15, запрессованных в корпус насоса, предохраняют просачивание смазки наружу. Для предотвращения перемещения валика насоса вперед передний подшипник валика зафиксирован кольцом 12. На задний конец валика посажена крыльчатка 5, имеющая цилиндрический диск с равномерно расположенными на нем шестью криволинейными перьями.
Узел уплотнения жидкостной полости состоит из упорной втулки 2, запрессованной в корпус насоса, текстолитовой графитированной уплотнительной шайбы 3, входящей двумя выступами в прорези цилиндрической части и резиновой уплотнительной манжеты 1, штампованной обоймы сальника и штампованного кольца манжеты сальника. Весь узел уплотнения жидкостной полости насоса (кроме втулки 2) смонтирован в цилиндрическом колодце крыльчатки и застопорен от выпадания из нее пружинным кольцом. Просочившаяся при работе насоса через уплотнение жидкость сливается наружу через сливное отверстие в корпусе насоса.
Шкив 7 получает вращение от коленчатого вала посредством клинового ремня. При вращении крыльчатки жидкость, находящаяся между ее лопастями, выбрасывается центробежной силой в полость нагнетания Н (рис. 2.50). При выходе жидкости из промежутков между лопастями в центре крыльчатки создается разрежение, под действием которого сюда поступает жидкость из полости всасывания В, соединенной с нижним бачком радиатора.
Устройство насоса с вентилятором дизеля Д-245 отличается от рассмотренных. В корпусе 6 (рис. 2.5 1) вращается чугунная крыльчатка 8, напрессованная на валик 11 и закрепленная болтом 10. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках 2 полузакрытого типа.
В корпусе крыльчатки 8 запрессована втулка 7, к торцевой поверхности которой пружина 4 прижимает уплотняющую свинцово-графитовую шайбу 5.
Полированные поверхности втулки 7 и шайбы 5 образуют подвижное уплотнение, защищающее полость подшипников от попадания воды (охлаждающей жидкости). Отдельные капли воды, просочившиеся через уплотнение насоса, сливаются через дренажное отверстие в корпусе. Вентилятор крепится к торцу шкива 1 насоса. Валик насоса и вентилятор приводятся во вращение при помощи двух клиновидных ремней. В подшипники и полость насоса закладывается одноразовая смазка "Лцтол-24", и в течение всего периода эксплуатации смазка подшипников не требуется.
Термостат служит для регулирования температуры охлаждающей жидкости путем подключения или отключения радиатора. Применяют термостаты с жидкостным (ЮМЗ) или твердым (МТЗ) наполнителями.
Жидкостный двухклапанный термостат (рис. 2.52) состоит из гофрированного цилиндра 4, корпуса 2, главного 3 и вспомогательного 1 клапанов, штока 5. Цилиндр изготовлен из латуни и заполнен водным раствором спирта.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 65-75°С гофрированный цилиндр сжат, главный клапан перекрывает доступ жидкости в радиатор, а через окна вспомогательного клапана и корпуса она перепускается к насосу. Нагревающаяся в рубашке охлаждения жидкость не поступает в радиатор, а циркулирует по так называемому малому кругу и интенсивно нагревается. При температуре охлаждающей жидкости в пределах 70°С наполнитель гофрированного цилиндра начинает интенсивно испаряться, значительно увеличивая свой объем. Цилиндр растягивается, главный клапан открывается, при этом одновременно закрывается вспомогательный клапан. Часть жидкости начинает циркулировать через радиатор, остальная перепускается к насосу. При температуре жидкости 80-90°С главный клапан полностью открыт, а вспомогательный закрыт. Жидкость циркулирует по большому кругу и охлаждается в радиаторе. В таком состоянии система охлаждения максимально обеспечивает отвод теплоты от дизеля.
При снижении температуры охлаждающей жидкости пары спирта в цилиндре конденсируются, давление уменьшается, и главный клапан прикрывает доступ жидкости к радиатору. При этом открывается вспомогательный клапан, увеличивая поток жидкости к насосу.
Общий вид рассмотренного клапана приведен на рис. 2.53.
У термостата с твердым наполнителем на цилиндре 4 (рис. 2.54) находятся основной 5 и два перепускных 3 клапана, а внутри - эластичная вставка 6. Нижний конец вставки завальцован в цилиндре, пространство вокруг нее заполнено активной смесью 8.
Термосиловой элемент надет на стержень 1, который закреплен гайкой в скобе 10, припаянной к корпусу 2 термостата. Пружина 7, надавливая на опорную шайбу, надетую на термосиловой элемент, удерживает его в. нижнем положении (как показано на рисунке). При этом основной клапан закрывает горловину корпуса 2 и, таким образом, перекрывает проход жидкости к радиатору. Через боковые окна корпуса жидкость направляется к насосу.
В процессе прогревания активная смесь расширяется, сдавливает вставку 6 и, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 78.. .82°С, она станет сползать вверх по конусному концу стержня, увлекая за собой термосиловой элемент вместе с клаке папами. При температуре в пределах 95°С основной клапан полностью открыт, а боковые закрыты.
Радиатор состоит из верхнего 14 (см. рис. 2.48) и нижнего З бачков, сердцевины 12 и деталей крепления.
Обычно применяют трубчатые сердцевины, представляющие собой несколько рядов вертикально расположенных круглых или овальных латунных трубок.
Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости на трубки надеты и припаяны к ним тонкие латунные пластины.
Верхний и нижний баки изготовлены из чугуна или латуни. В верхнем баке расположена заливная горловина с пробкой 16 и пароотводящей трубкой 18.
Для регулирования интенсивности обдува трубок радиатора воздухом спереди него располагается шторка 5 или жалюзи.
Жидкость из рубашки охлаждения поступает в верхний бак радиатора, оттуда, по трубкам сердцевины, перетекает в нижний.
В крышке заливной горловины радиатора системы охлаждения закрытого типа есть паровоздушный клапан (рис. 2.55). Он изолирует систему охлаждения от атмосферы и поддерживает в ней избыточное давление, что повышает температуру кипения, снижает парообразование и расход охлаждающей жидкости.
При надетой на горловину 2 крышке 5 радиатора паровой канал 4 через резиновую прокладку прижат пружиной 7 к уступу горловины и изолирует полость верхнего бачка радиатора от атмосферы.
В центре парового клапана расположен воздушный клапан 1.
Когда давление в системе становится на 0.05.. .0,07 МПа выше атмосферного (вследствие парообразования), паровой канал 4, преодолевая сопротивление пружины 7, перемещается по штоку б вверх. Пар из верхнего бачка радиатора проходит через образовавшуюся щель и трубкой 8 выводится в атмосферу.
В случае образования разрежения в системе охлаждения (при охлаждении горячего двигателя, утечки жидкости и т.д.) до 0,001...0,01 МПа через воздушный канал подсасывается воздух, что исключает деформацию латунных трубок сердцевины радиатора.
У тракторов семейства ЮМЗ сердцевина 1 (рис. 2.56) радиатора системы охлаждения состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, на которые надеты горизонтально расположенные пластины (все из латуни).
Концы трубок припаяны к крайним пластинам радиатора, к которым прикреплены болтами верхний 3 и нижний 9 баки (для уплотнения установлены прокладки). Баки соединяются стойками 2 и 6 по обеим сторонам сердцевины. В верхней части верхнего бака припаяна заливная горловина 4 с пробкой 5 (внутри ее - клапаны). Для спуска охлажденной жидкости в соединительный патрубок нижнего бака ввернут краник.
Радиатор прикреплен к переднему брусу трактора на двух опорах 8 с помощью гаек через пружины и резиновые шайбы. С задней стороны к стойкам радиатора системы охлаждения прикреплены кожух 7 вентилятора, который направляет поток воздуха на дизель и предотвращает попадание на лопасти вентилятора каких-либо предметов.
Один конец шторки 2 (рис. 2.57), установленной впереди радиаторов систем охлаждения в смазки, соединен с планкой 1, укрепленной в нижней части радиатора, второй закреплен на барабане З. С помощью барабана перемещают закрепленную ось в вертикальной плоскости. При перемещении оси шторка наматывается на барабан или сматывается с него. Наматывается шторка (движение барабана вниз) под действием пружины 4. При перемещении оси вверх барабан, вращаясь, закрывает пружину.
Управляют шторкой с помощью блока 6, расположенного в кабине. Для опускания шторки нужно - нажать на рукоятку блока. При этом выступы стопорной шайбы в планки выйдут из зацепления и дадут возможность повернуть рукоятку и установить шторку в нужное положение. Возвращается рукоятка в исходное положение под действием пружины.
Обсудить на сельскохозяйственном форуме
|