Информационно-аналитический портал
для крестьянских фермерских хозяйств
Главная Доска объявлений Новости Аграрные форумы Зерно-Weekly Каталог организаций Подписка Контакты
Виды деятельности
Растениеводство
Хранение урожая
Кормопроизводство
Животноводство
Птицеводство
Звероводство
Рыбоводство
Сельхозтехника
Удобрения
Кондитерские изделия
Ноу хау
Авторизация







28 Ноябрь 2012 г. 15:42

Регулировки и обслуживание КПП, редукторы и привод переднего ведущего моста тракторов МТЗ и ЮМЗ

Техническое обслуживание коробок передач с подвижными шестернями тракторов семейства МТЗ заключается в периодической проверке и подтягивании креплений, проверке уровня масла и замене его в соответствии с таблицей смазки.

Масляная ванна коробки передач общая с корпусом заднего моста и отсеком корпуса сцепления. Уровень масла в корпусах трансмиссии должен совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, расположенную на правой стенке затем коробки передач. Для контроля трактор ставят на горизонтальную площадку, дают возможность маслу стечь со стенок, а пене осесть и после этого проверяют уровень масла, при необходимости доливают. Заливная пробка расположена на верхней крышке коробки передач. При замене масла следует открутить сливные пробки коробки передач, корпусов сцепления и заднего моста. Сливать масло необходимо сразу же после остановки трактора, пока оно горячее.      

В эксплуатации следует обращать внимание на шумы и стуки в трансмиссии. Одной из причин повышенного шума может быть нарушение регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной шестерни привода переднего моста трактора МТЗ-82 и МТЗ-102.            

Для проверки осевого зазора в подшипниках вторичного вала нужно снять крышку коробки передач, снять подвести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала 4 (см. рис. 3.8) и, перемещая зубчатый венец, определить осевые перемещения вала, которые соответствуют осевому зазору в подшипниках. В процессе эксплуатации допускается осевой зазор до 0,3 мм.

Чтобы отрегулировать подшипники нужно разъединить коробку передач с задним мостом, для чего требуется снять кабину, разъединить тяги управления сцеплением, маслопроводы и электропроводы.

Осевой зазор в подшипниках регулируют изменением толщины пакета разрезных прокладок 6, установленных между фланцем стакана и стенкой коробки передач. Для регулировки нужно расшплинтовать и открутить на 2-3 оборота гайку 10, затем открутить болты крепления стакана подшипника и при помощи демонтажных болтов выпрессовать его настолько, чтобы ввести под фланец стакана регулировочные прокладки. Толщина вводимых дополнительно прокладок 6 должна быть равна замеренному осевому зазору в подшипниках.

После установки прокладок 6 закрутить до отказа болты крепления стакана и гайку 10. Если подшипники отрегулированы правильно, то момент проворачивания вторичного вала и установленных на нем шестерен, освобожденных от зацепления с сопряженными шестернями, должен быть 7-8 Н·м.        

После регулировки подшипников нужно проверить положение шестерни 9, оно определяется расстоянием 58±0,15 мм от стенки коробки передач до наружного торца шестерни. Если это расстояние будет больше 58,2 мм, то нужно, открутив гайку 10, сняты шестерню и упорную шайбу и прошлифовать ее до 58±0,15 мм. Затем поставить упорную шайбу и шестерню, до отказа затянуть гайку 10 и надежно ее зашплинтовать.

Масляная ванна раздаточной коробки - общая с коробкой передач,- и операции технического обслуживания выполняются одновременно.

При температуре ниже +5°С нужно менять масло на зимний сорт.

Несрабатывание автоматического включения вызывается засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни 7 (см. рис. 3.27) продуктами износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружины 25, заеданием штифтов 24 в отверстиях шестерен, в результате чего усилий пружины оказываются недостаточно для поджатия штифта и заклинивающего ролика 16.

Причиной неисправности может быть также износ роликов, беговых дорожек шестерни 7 и ведомой обоймы 17. Наиболее изношенными обычно бывают ролики. На их цилиндрических поверхностях появляются грани. Такие ролики бракуют и на их место устанавливают ремонтные с увеличенным диаметром. Ролики номинального размера имеют диаметр 15-0,012, а ремонтные - 15,15-0,012 мм. Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы заклинивающих поверхностей шестерни 7 и обоймы 17.

Роликовые конические подшипники промежуточной шестерни 2 регулируют затягиванием гайки так, чтобы шестерня не имела ощутимого от руки осевого перемещения и свободно проворачивалась от небольшого усилия, при этом осевой зазоров подшипниках не должен превышать 0,05 мм. Для доступа к гайке нужно снять верхнюю крышку коробки передач.

Стойка 21, фиксирующая положение тяги 23 управления, закреплена на полике, который при деформации амортизаторов может вместе с кабиной перемещаться в небольших пределах относительно остова трактора. Это может повлиять на управление раздаточной коробкой. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно стойки 21. Для нормальной работы раздаточной коробки при заблокированной муфте свободного хода упор 22 тяги должен заходить в верхний паз стойки 21. Если этого не происходит, то тягу нужно удлинить при помощи резьбовой муфты на тяге 20 так, чтобы при отключенной муфте упор 22 располагался свободно (без натяга) в нижнем пазу стойки21.

В трансмиссию тракторов семейства МТЗ на которых установлены коробки передач с переключением под нагрузкой и синхронизированные необходимо заливать масло М-10-Г2 летом и М-8-Г2 зимой. Заливать масло нужно через заливную горловину, установленную на правой стороне корпуса сцепления до метки "П" на указателе уровня.

Для замены масла сразу же после остановки трактора, пока масло не остыло, необходимо вывернуть сливные пробки в корпусах коробки передач й заднего моста и слить масло.            

При ТО-З (960-1000 моточасов) нужно заменить масло в трансмиссии, промыть фильтры, очистить магниты и обкатать трактор 2-3 мин.

Проверить уровень масла, давление в системе.

При повышении или падении давления на всех или одной из передач нужно остановить трактор, отрегулировать давление в гидросистеме коробки передач установкой дополнительных шайб. Под пружину переливного клапана 7 (см. рис. 3.19). Рабочее давление в гидросистеме коробки передач должно быть 0,9 МПа.

Категорически запрещается работать при давлении в гидросистеме ниже 0,7 МПа при уменьшении частоты вращения дизеля.

При эксплуатации трактора необходимо следить за расположением рычага 5 (см. рис. 3.15) переключения передач относительно концов прорези пульта в крайнем переднем и заднем положениях. Если зазор между стержнем рычага и пультом (в конце прорези) менее 10 мм в одном из положений необходимо произвести регулировку, которая выполняется следующим образом:

  • отсоедините вилку троса 3 от рычага 1, расшплинтовав и, сняв палец;
  • переведите рычаг 1 в крайнее переднее (по ходу трактора) фиксированное положение;            
  • расконтрите вилку троса 2 и, навинчивая или отвинчивая вилку, установите рычаг 5 в крайнем заднем положении так, чтобы зазор между стержнем рычага и концом прорези пульта был не менее 10-12 мм, а смещение отверстия вилки под палец вперед по ходу трактора относительно отверстия рычага 1 (под палец) было не менее 2 мм;
  • установите рычаг 3 в крайнее заднее фиксированное положение, а рычаг 5 - в крайнее переднее положение с зазором не менее 10-12 мм от переднего конца прорези, при этом отверстие под палец в вилке должно быть смещено назад по ходу трактора относительно отверстия в рычаге 1 (под палец) не менее 2 мм;
  • законтрите вилку троса и соедините ее с рычагом 1.

Регулировку также можно выполнять перемещением оплетки троса в кронштейне 3 за счет отворачивания/наворачивания гаек крепления оплетки троса.

При сборке первичного вала- 13 (см. рис. 3.11) и ГПМ 6 нужно совместить маслоподводящие каналы соответствующих передач. Для этого цифры «2» на двойных фрикционах совмещают с цифрой «2» на шипах первичного, вала так, чтобы они были расположены со стороны торцов вала. Первичный 13 и промежуточный 14 валы (в сборе) и распределитель 2 устанавливают в общем стакане 3 и испытывают под давлением 0,9МЛа при расходе 40 л/мин (рабочая жидкость – масло М-10-Г2, температура 70-80°С). При испытании проверяют наличие давления только в каналах передач, определяемых положением золотника распределителя. Давление масла в каналах, соединенных со сливом, не допускается.

При сборке коробки передач установку сборочных единиц и деталей производят в следующей последовательности:

1) вал 12 (см. рис. 3.10) и шестерню привода синхронного ВОМ в сборе;

2) вилку переключения зубчатой муфты 3 IV и VI диапазонов;          

3) левый 16 (см. рис.3.12) и правый 9 валы;

4) вторичный вал 8 (см. рис. 3.10) с шестернями.

Натяг в конических подшипниках вторичного р вала обеспечивается подбором толщины регулировочной шайбы 26. Момент проворачивания вала 5-7 Н·м;           

5) вилки 3 и 5 переключения диапазонов (см. рис. 3.12);

6) трубки подвода смазки к валам коробки передач;             

7) поставьте корпус коробки передач на заднюю плоскость и установите узел передач (см. рис. 3.1 1);  

8) подсоедините трубку подвода смазки к первичному валу;

9) установите корпус насоса 1 (см. рис. 3.18) в сборе. По окончании сборки и регулировки коробки ж передач соедините ее с корпусами сцепления и заднего моста, установите крышки боковых люков коробки передач, сливные пробки и залейте в трансмиссию масло, переведите рычаг переключения насоса НМШ-25 в верхнее положение.

Проверка и регулировка подшипников. При работе трактора конические подшипники узла вторичного вала изнашиваются, зазор в них постепенно увеличивается. Регулировку зазора в подшипниках проводите при появлении повышенного шума а коробке передач. Для проверки зазора освободите верхнюю крышку коробки передач от установленных сл на ней узлов (кабина, маслопроводы и др.) и снимите ее. Перед расстыковкой коробки передач с корпусом сцепления отверните 2 болта и снимите с корпуса сцепления рычаг 1 переключения передач (см. рис. 3.15), отверните бот пластины 4 (см. рис. 3.20) и переведите рычаг переключения насоса НМШ-25 в нижнее положение.

Подведите индикатор к торцу венца шестерни 5 (рис. 3.10) привода синхронного ВОМ и, перемещая ее монтировкой в осевом направлении, определите осевой люфт, соответствующий осевому зазору в подшипниках. В процессе эксплуатации допускается осевой зазор в подшипниках вторичного вала до 0,3 мм. При дальнейшем его увеличении восстановите первоначальную регулировку, придерживаясь следующего порядка:               

1) слейте масло из корпусов составных частей трансмиссии. Разъедините коробку передач с задним мостом помня, что три болта крепления корпусов (1 болт), крышку механизма управления коробкой передач (2 болта сверху);

2) отвинтите гайку 25 и переместите наружу вторичный вал, снимите внутреннее кольцо переднего конического подшипника и регулировочную шайбу 26.

3) подшлифуйте регулировочную шайбу так, чтобы обеспечить натяг в конических подшипниках, соответствующий моменту сопротивления проворачиванию вторичного вала с учетом зацепляющихся шестерен 5-7 Н·м;

4) установите на место снятые детали и соберите трактор;

5) залейте масло в коробку передач;

6) проверьте работу коробки передач на всех передачах, при необходимости отрегулируйте давление в гидросистеме коробки передач.

Правила разборки и сборки гидроаккумулятора. Необходимость в разборке и сборке гидроаккумулятора возникает во время его регулировок.

Заводская регулировка гидроаккумулятора обеспечивает безразрывность потока мощности при работе трактора с большим тяговым усилием, а также оптимальные условия работы фрикционов. По мере увеличения утечек в гидросистеме управления КП в результате износа ее элементов, нарушается условие безразрывности потока мощности, т. к. рабочего объема гидроаккумулятора становится недостаточно, чтобы поддерживать давление в рабочем цилиндре фрикциона в течение необходимого промежутка темени.

Увеличивать рабочий объем гидроаккумулятора можно удаляя регулировочные кольца 12 (см. рис. З.20) из-под поршней

При разборке и сборке гидроаккумулятора соблюдайте следующие правила:

- не приступайте к работе не изучив устройства гидроаккумулятора и правил безопасного обращения с ним;

- при разборке пружинного узла вставьте его в слесарные тиски торцами поршней, но не сжимайте. Отверните монтажные болты 11 и, разжимая тиски, освободите пружины 8 и 9. При этом предохраняйте кромки поршней от повреждения тисками. При отсутствии слесарных тисков пружины можно освободить поочередно отворачиванием монтажных болтов 11. При этом не направляйте торец пружинного узла в сторону людей;

- при сборке пружинного узла заверните в торец тока, на 4-5 оборотов монтажный болт 11 с упорной шайбой. С другого конца на шток наденьте поршень с уплотнительным кольцом, обе пружины, регулировочные кольца, второй поршень с уплотнительным кольцом и наживите второй монтажный болт с упорной шайбой;

- заворачивайте монтажные болты поочередно по 7 оборотов до ощущения упора на ключе. Основные параметры и показатели коробок передач тракторов приведены в таблице 18.

Техническое обслуживание карданной передачи заключается в периодической проверке состояния крепления всех деталей и защитных кожухов, масленок и клапанов в крестовинах, смазке подшипников и шлицов.

Особенно необходимо следить за затяжкой гаек, крепления фланцев карданных передач и подтягивания их при всех видах технического обслуживания.

При ТО-3 (960-1000 моточасов работы) нужно дозаправлять крестовины карданных передач смазкой №158. Очистив от пыли и грязи масленку и клапан крестовины нагнетать шприцем смазку до появления ее из контрольного клапана. Смазка крестовины солидолом запрещается, так как это приводит к закоксовыванию и быстрому износу подшипников.               

Потребителю в качестве запасных частей поступают также крестовины, снабженные масленками 6 (см. рис. 3.30) и отверстиями в цапфах для подвода масла для смазывания таких шарниров можно использовать трансмиссионное масло. Масло нагнетают в шарниры энергичными качками шприца до появления масла из всех манжет. Такие шарниры требуют пополнения смазки через каждые 125 моточасов работы.

При разборке шарнира его детали нужно маркировать, с тем, чтобы при последующей сборке установить на прежние места и не нарушить балансировку.

Для исправной работы карданной передачи важно надежно затянуть гайки соединительных фланцев на хвостовиках шлицевых валов раздаточной коробки, промежуточной опоры и главной передачи. Если под усилием руки соединительный фланец перемещается относительно шлицев валов, то затяжка гайки ослабла. Чтобы подтянуть гайку, надо отъединить конец карданного вала. Гайку на хвостовиках валов раздаточной коробки и главной передачи нужно затянуть до отказа и зашплинтовать. Если при затяжке прорезь гайки не совпадает с отверстием вала под шплинт, то гайку отворачивать не рекомендуется. Совпадения прорези и отверстия следует добиваться даже за счет "перетяжки" гайки. Если гайка не затянута, то соединительный фланец перемещается на шлицах, вызывая ускоренное их изнашивание, биение фланца и подтекание смазки, а главное, это приводит к повышенным вибрациям карданных валов и преждевременному выходу из строя шарниров.

Болты соединительных фланцев и крепления промежуточной опоры к корпусу сцепления всегда должны быть надежно затянуты. Эти крепежные соединения надо регулярно проверять. Недостаточная затяжка болтов и гаек соединительных фланцев приводит к разработке болтовых отверстий во фланцах, поломке болтов и обрыву карданного вала. Ослабление затяжки болтов кронштейна промежуточной опоры особенно опасно, так как приводит к повышенным вибрациям карданных валов и самого кронштейна и может за несколько часов работы разрушить карданную передачу.

Основные показатели и регулировка коробки передач ЮМЗ, МТЗ расчетные скорости движения тракторов







Обсудить на сельскохозяйственном форуме