Тракторы МТЗ, Беларусь, общие сведения об устройстве, МТЗ 80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л
ТРАКТОРЫ СЕМЕЙСТВА МТЗКолесные тракторы «Беларус» моделей МТЗ 80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л являются универсальными сельскохозяйственными тракторами. Базовая модель - МТЗ-80. Особенности комплектации тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 приведены в таблице 1.
Варианты комплектации различных моделий тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (табл.1)
Модель
Конструктивные исполнения
Привод
Запуск дизеля
Кабина
Клиренс
на задние колеса
полный привод
электро-стартером
пусковым двигателем
базовая
универ-сальная
базовый
низкий
МТЗ-80
+
-
+
-
+
-
+
-
МТЗ-80Л
+
-
-
+
+
-
+
-
МТЗ-80.1
+
-
+
-
-
+
+
-
МТЗ-82
-
+
+
-
+
-
+
-
МТЗ-82Л
-
+
-
+
-
-
+
-
МТЗ-82.1
-
+
+
-
-
+
+
-
МТЗ-82Н
-
+
+
-
-
+
-
+
Остов тракторов составляет полурама, корпуса сцепления, коробки передач и заднего моста. Двигатель задним листом жестко крепится к корпусу сцепления и при помощи шарнирной опоры устанавливается на переднем брусе. На переднем брусе ж установлены также радиаторы систем охлаждения и смазки, гидроусилитель рулевого управления.
Трансмиссия состоит из сцепления с тормозком, понижающего редуктора и коробки передач, на левую стенку которой может быть установлен ходоуменьшитель, заднего моста с автоматической системой блокирования дифференциала, конечных передач.
У тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80Л передние колеса направляющие, задние - ведущие. Передние колеса на поворотных цапфах переднего моста, установленного шарнирно в приливах переднего бруса полурамы. Масса трактора на передние колеса передается через цилиндрические пружины, размещенные внутри кронштейнов выдвижных кулаков.
Задние колеса установлены на полуосях конечных передач.
Для защиты кабины от забрызгивания грязью установлены крылья: передние прикреплены к поворотным цапфам, задние - к кабине. Для увеличения сцепных качеств тракторов предусмотрены дополнительные грузы на задних колесах и переднем брусе.
Тракторы МТЗ-82 и МТЗ-82Л полноприводные.
Привод к переднему мосту осуществляется от коробки передач с использованием раздаточной коробки, промежуточного и переднего карданных валов, промежуточной опоры с предохранительной муфтой. Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач права по ходу трактора, промежуточная опора крепится к корпусу сцепления снизу. Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями, что позволяет мосту вместе с колесами качаться в поперечной плоскости. Колея изменяется винтовым механизмом бесступенчато.
Раздельно-агрегатная гидравлическая система тракторов, с гидроувеличителем сцепного веса и регулятором положения орудия, обеспечивает агрегатирование с машинами и орудиями с опорными колесами и без них. Основной цилиндр и регулятор размещены на крышке заднего моста под полом кабины. На задней стенке корпуса заднего моста расположен механизм для навешивания сельскохозяйственных орудий - шарнирный четырехзвенник с регулируемыми по длине раскосами. Для работы с прицепными машинами и орудиями на продольных тягах механизма навески устанавливается поперечина с прицепной вилкой. При транспортных работах могут устанавливаться буксирное устройство и гидрофицированный крюк с управлением от гидросистемы.
На тракторах установлена пневматическая система, обеспечивающая управление тормозами прицепов (однопроводная схема), а также прицепов, оборудованных гидроприводом.
Электрооборудование с номинальным напряжением 12 B состоит из: генератора переменного тока с встроенным выпрямителем, аккумуляторных бата рей, электрофакельного подогревателя (МТЗ-80 -и МТЗ-82), стартера, фар, указателей поворота, стопсигналов, звукового сигнала, габаритных огней, стеклоочистителя, плафона, штепсельной розетки, контрольно-измерительных приборов и коммутационных устройств.
Кабина герметизированная, с жестким каркасом для защиты оператора в случае опрокидывания трактора. В кабине установлены блок отопления и охлаждения воздуха, одноместное сиденье с гидроамортизатором. Перед сиденьем органы управления й средства информации. Для удобства входа и выхода предусмотрено откидывание рулевого колеса в продольной плоскости, имеется двухступенчатая подножка и поручень. Капот двигателя крепится шарнирно на рамке облицовки радиатора и при открывании удерживается безопасной защелкой.
По заказу потребителя тракторы могут быть укомплектованы следующими сборочными единицами, деталями: приводной шкив, боковой вал отбора мощности, ходоуменьшитель, полугусеничный ход, дополнительные грузы, предпусковой подогреватель.
Тракторы «Беларусь» моделей МТЗ-100 и МТЗ-102 созданы на основе модернизации тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.
С левой стороны на корпусах сцепления и коробки передач размещены привод насосов гидросистемы и отбора мощности, сумматор и гидроходоуменьшитель.
Трактор МТЗ-102 отличается от МТЗ-100 наличием переднего ведущего моста с приводом и управлением, размерами рулевой сошка и труб рулевых тяг. Привод моста - от вторичного вала коробки передач с использованием гидроуправляемой фрикционной муфты.
На тракторах установлено гидрообъемное рулевое управление.
Кабина оборудована одноместным сиденьем (основным) с торсионной подвеской и гидроамортизатором, а также дополнительным сиденьем с эластичным элементом. Сиденье оператора снабжено ремнем безопасности.
В передней части крыши кабины размещен блок фильтрации воздуха, радиоприемник с громкоговорителем, в задней - аварийный люк.
Два топливных бака установлены под полом кабины (как и в базовой модели) и закреплены с помощью стяжных лент. Заливная горловина находится на левом баке, в правом установлен датчик топливомера.
Технические характеристики тракторов семейства МТЗ
Наименование
Марка, модель
МТЗ-80,МТЗ-80Л
МТЗ-82,МТЗ-82Л
МТЗ-100
МТЗ-102
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Тяговый класс
1,4
1,4
1,4
1,4
Расчетные скорости движения без ходо-уменьшителя, км/ч
2,50-33,4
2,50-33,4
1,73-34,3
1,73-34,3
Расчетные скорости движения с ходо-уменьшителем, км/ч
0,74-1,26
0,74-1,26
0,115-0,601
0,115-0,601
Расчетные тяговые усилия, кН
14,0-3,0
14,0-3,0
14,0-3,0
14,0-3,0
Габаритные размеры трактора:
Длина, мм
3815
3930
4120
4210
Ширина, мм
1970
1970
1970
1970
Высота по
кабине, мм
2470
2470
2790
2790
Продольная
база, мм
2370
2450
2500
2570
Колея трактора по передним колесам, мм
Регулируемая в пределах
1200-1800
с интервалом 100
Регулируемая в пределах
1200-1800
бесступенчато
Регулируемая в пределах
1250-1850 с интервалом 50
Регулируемая в пределах
1350-1800
бесступенчато
Колея трактора по задним колесам, мм
Регулируемая бесступенчато в пределах
1400-2100
Регулируемая бесступенчато в пределах
1400-2100
То же для шин 15,5R-38
То же для шин 15,5R-38
Угол поперечной статической устойчивости при минимальной колее 1350 мм, град
40
40
35
35
Дорожный просвет:
Под передним мостом, мм
645
645
645
645
Под задним
мостом, мм
465
465
465
465
Наименьший радиус поворота по середине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм с подтормаживанием внутреннего заднего колеса, м
3,8
4,1
3,8
4,1
Наибольшая масса орудия навешиваемого сзади при установке дополнительных грузов на передний брус, кг
900
900
100
100
Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг
12000
12000
15000
15000
Масса конструктивная, кг
3160
3370
3750
3950
Углы подъема (спуска) без прицепа, град
20
20
20
20
Глубина преодолеваемого брода, м
0,85
0,85
0,85
0,85
Дизель
Модель
Д-240 (с эл.стартером)
Д-240Л (с пусковым двигателем)
Д-245
Д-245
Тип
Бескомпрессорный, четырехтактный, с непосредственным впрыскиванием
Четырехтактный, с непосред-ым впрыском с турбонаддувом
Мощность, кВт
55,15
55,15
73,50
73,50
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин
2200
2200
2200
2200
Количество цилиндров
4
4
4
4
Диаметр цилиндра, мм
110
110
110
110
Ход поршня, мм
125
125
125
125
Степень сжатия
16
16
15,1
15,1
Рабочий объем цилиндров, л
4,75
4,75
4,75
4,75
Порядок работы цилиндров
1-3-4-2
1-3-4-2
1-3-4-2
1-3-4-2
Турбокомпрессор
-------------
-----------------
ТКР-7Н-6
Топливный насос
УТН-5
4УТНМ-Т
Воздухоочиститель
Комбинированный, с сухой центробежной и масляной инерционно-контактной очисткой воздуха
Система смазки
Комбинированная
Система охлаждения
Жидкостная, принудительная, закрытая
Система пуска
См. табл. 1
Удельный расход топлива, г/кВт. ч
242
242
242
242
Масса сухого дизеля (без сцепления), кг
430(Д-240)
490 (Д-240Л)
430(Д-240)
490 (Д-240Л)
458
458
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление
Фрикционное, однодисковое, сухое, постоянно-замкнутого типа
Фрикционное, двухдисковое, сухое, постоянно-замкнутого типа
Коробка передач
Механическая, девятиступенчатая, с понижающим редектором
Механическая, с гидроуправ-лением или синхронизаторами
Механизм блоки-ровки дифференц-иала заднего моста
Фрикционная муфта с автоматическим управлением от датчика
Конечные передачи
Одноступенчатые редукторы с цилиндрическими прямозубыми шестернями
ХОДОВАЯ СИСТЕМА, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Подвеска полурамного остова
Подрессоренная спереди
Тип ходовой системы
4К2
4К4
4К2
4К4
Шины, дюймы
Передн. 7,5-20
Задн. 15,5R-38
Передн. 8.3/8-20
Задн. 15,5R-38
Передн. 9-20
Задн. 15,5R-38
Перед. 13.6-20
Задн. 15,5R-38
Рулевое управление
Механическое, с гидроусилителем
гидроподъемное
Насос питания
Шестеренный, НШ 10-Л-У
Шестеренный, НШ 10-Л-У
Насос-дозатор
----------
-------------
Аксиально поршневой, НД-80К
Тормозные механизмы
Дисковые, сухие, с механическим приводом
РАЗДЕЛЬНО-АГРЕГАТНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Способы регулиро-вания положения навешенного орудия
Высотный, силовой, позиционный (с гидрокоррекцией сцепного веса)
Насос гидросистемы
Шестеренный НШ 32-2
Шестеренный НШ32-2
Распределитель
Золотниково-клапанный Р75-33-Р
Золотниково-клапн-ый Р80-3/4-222
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа