Информационно-аналитический портал
для крестьянских фермерских хозяйств
Главная Доска объявлений Новости Аграрные форумы Зерно-Weekly Каталог организаций Подписка Контакты
Виды деятельности
Растениеводство
Хранение урожая
Кормопроизводство
Животноводство
Птицеводство
Звероводство
Рыбоводство
Сельхозтехника
Удобрения
Кондитерские изделия
Ноу хау
Авторизация







28 Ноябрь 2012 г. 16:11

Техническое обслуживание и регулировки ходовой части тракторов МТЗ и ЮМЗ

Для обеспечения наименьшего износа шин рекомендуется выполнять следующие правила.

1. Строго соблюдать нормы давления в шинах в зависимости от действующих на них нагрузок и условий работы трактора.

2. При движении на транспортных передачах следить, не "ведет" ли трактор в сторону. При "уводе" остановить трактор и проверить состояние шин. Подкачать шину с пониженным давлением.

3. Избегать резких торможений, которые доводят колеса до юза, а также чрезмерного и длительного буксования колес.

4. Не оставлять трактор на грунте, загрязненном нефтепродуктами.

5. Своевременно проверять и при необходимости регулировать сходимость передних колес, особенно при длительном использовании трактора на транспортных работах.

6. На сухих дорогах отключать передний ведущий мост.

7. Не допускать биения и виляния колес, для чего своевременно затягивать крепления дисков колес и рулевой трапеции, регулировать осевое перемещение подшипников ступиц колес, а также устранить нарушения регулировок гидроусилителя рулевого управления.

8. Периодически (не реже одного раза в год) переставлять шины с одного борта на другой с целью более равномерного их изнашивания. При перестановках нужно учитывать направленность рисунка протектора ведущих шин: вращение колеса должно совпадать с направлением стрелки на боковине шины.

9. Не допускать работы и стоянки трактора на спущенных шинах.

10. При длительном хранении трактора колеса должны быть освобождены от нагрузки с помощью специальных подставок в местах поддомкрачивания.

Регулировка колеи передних колес трактора МТЗКаждая шина рассчитана на работу в определенном диапазоне вертикальных нагрузок. Норма допустимых нагрузок и соответствующие им значения внутреннего давления установлены стандартом.

Если давление в шинах выше необходимого нужно снять колпачок, обратной стороной нажимая на клапан золотника, за несколько раз довести давление до необходимого, каждый раз проверяя его манометром.

Если же давление ниже необходимого шину нужно накачать. Для тракторов, не имеющих пневмосистемы необходимо использовать стационарный или передвижной компрессор. Тракторы, оборудованные пневмосистемой, имеют приспособление для накачки шин. Порядок накачивания шин следующий.

Свинтить гайку - барашек со штуцера регулятора давления.

Присоединить приспособление для накачивания шин к штуцеру и вентилю камеры, предварительно сняв колпачок золотника с вентиля.

Запустить двигатель и наполнить шину до требуемого давления.

Остановить двигатель, отсоединить приспособление от регулятора давления и вентиля камеры, установить на место гайку – барашек.

Убедиться, не проходит ли воздух через золотник, а вентиль поставить колпачок.

Техническое обслуживание металлической части колес заключается в периодической проверке крепежных соединений и устранении выявленных неисправностей.    

Гайки должны быть затянуты равномерно, с одинаковым усилием. Фаски конусных гаек должны плотно прилегать к конусным отверстиям диска. При слабой затяжке образуются трещины в отверстиях, сминается резьба болтов, что приводит к поломкам диска и болтов.

Если по каким-либо причинам один из болтов вышел из строя, его нужно заменить. Работать на тракторе с неполным числом болтов крепления дисков нельзя, так как это повредит остальные болты и может вызвать поломки диска или кронштейнов обода.

Схема установки передних калес трактора МТЗ-82 на различную колеюПри снятии колес с трактора необходимо перед поддомкрачиванием колес немного отпустить конусные гайки. Окончательно свинчивать гайки с неразгруженных колес нельзя.

Перед установкой колес на трактор резьбу болтов рекомендуется протереть и смазать солидолом. Гайки следует затягивать в таком порядке. Навернуть гайки на все болты от руки и затянуть их предварительно при поддомкраченном колесе. Гайки затягивают крест-накрест. При завертывании гаек нужно следить за тем, чтобы их конусы совпадали с фасками диска. Окончательно затягивают гайки при опущенном на грунт колесе.

Подшипники ступиц передних колес тракторов регулируют при ТО-З (960-1000 моточасов работы). Однако, если в процессе эксплуатации обнаружатся осевые перемещения колес более 0,5 мм, устранять их надо незамедлительно, так как это приводит к интенсивному изнашиванию шин и подшипников..

Регулировать подшипники надо в такой последовательности:

1) поддомкратив колесо, снять колпак 21 (см. рис. 4.2), расшплинтовать и отпустить на одну прорезь (на 1/8 оборота) гайку 22. Толкнув колесо, рукой проверить, насколько свободно оно вращается. В случае тугого вращения нужно выявить и устранить неисправности (заедание манжеты, выход из строя подшипников);

2) затянуть гайку так, чтобы колесо проворачивалось с трудом. При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рынков. Одновременно с затяжкой гайки следует проворачивать колесо, чтобы ролики в подшипниках заняли правильное положение;

Схема регулировки задних колес тракторов МТЗЗ) отвернуть гайку так, чтобы ближайшая прорезь на ней совпала с отверстием под шплинт в полуоси. Провернуть колесо сильным толчком руки - оно должно свободно вращаться. Если колесо проворачивается туго, отпустить гайку еще на одну прорезь.

По окончании регулировки зашплинтовать гайку н установить колпак, при необходимости добавить смазку в ступицу.

Правильность регулировки подшипников окончательно проверяют по нагреву ступиц колес в работе. Ощутимый рукой нагрев (до 60-70°С) после 8-10 км пробега указывает на то, что подшипники чрезмерно затянуты и гайку следует отпустить на одну прорезь. Допускается незначительный нагрев ступицы при установке новых подшипников или манжет.

У тракторов МТЗ-80 в МТЗ-82 регулировку требуемой ширины колеи направляющих колес ведут в следующей последовательности:

  • при поднятой передней части трактора ослабляю крепежные болты, вынимают пальцы крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси;
  • передвигают сначала один, а затем другой выдвижной кулак, изменяя одновременно длину рулевых тяг вращением трубы передней оси в наконечниках, при отпущенных контргайках, на величину требуемой ширины колеи, после этого закрепляют кулаки в трубе передней оси;
  • при установке ширины колеи 1400 мм и более трубы рулевых тяг заменяют удлиненными, которые прикладываются к ЗИП трактора;
  • отпустив трактор, проверяют сходимость и при необходимости регулируют ее.

Схема регулировки сходимости передних колес тракторов МТЗШирину колеи передних колес тракторов МТЗ-82 регулируют бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 4.34) в трех интервалах (мм): 1200-1500, 1500-1600, 1600-1800. Для регулировки ширины колеи поднимают переднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), а задние колеса затормаживают. При установке колес на ширину колен 1500-1600 мм вместо 1200-1500 мм (или наоборот) отворачивают гайки крепления обода колеса к диску и поворачивают колесо так, чтобы кронштейны обода прошли через прорези в диске. В зависимости от требуемой ширины колеи устанавливают различное взаимное расположение обода колеса и диска (рис. 4.35).

Для получения колен 1600-1800 мм снимают колеса с дисков и меняют их местами. При этом оставляют направление вращения шины прежним (по стрелке, указанной на боковине). При изменении колеи перестановкой обода на диске и колес с одного борта на другой изменяют положение крыльев за счет крепления кронштейнов через дополнительные отверстия. Изменение ширины колеи винтовым механизмом выполняют при снятой крышке 4 (см. рис. 4.34) к отпущенных клиньях 3 рукавов, чтобы обеспечивалось свободное перемещение корпусов конических пар. Вращением регулировочного винта 1 с помощью ключа обеспечивают перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с колесами и получение требуемой ширины колец. При этом изменяют также длину рулевых тяг. На левом и правом корпусах верхних конических пар нанесены метки с цифровым обозначением наиболее употребляемых размеров колеи (мм): 1350, 1400, 1500, 1600, 1800. После изменения ширины колеи передних колес обязательно регулируют их сходимость.

Схема установки передних колес трактора МТЗ-100 на различную колеюДля изменения ширины колеи задних колес выполняют следующие операции:

  • поднимают домкратом заднюю часть трактора и отворачивают на 2-4 оборота болты крепления вкладыша 4 .к ступице 6 (см. рис. 4.4) одного из колес;
  • вращая червяк 3, перемещают колесо до получения требуемой колеи, после чего болты крепления вкладыша затягивают до отказа;
  • устанавливают в требуемое положение второе колесо.

Ширина колеи до 1600 мм получается без перестановки колес, свыше 1600 мм колеса переставляют, как показано на рис. 4.36.

Сходимость передник колес должна быть 48 мм. Перед поверкой сходимости обязательно проверяют и при необходимости регулируют зазоры в подшипниках колес 14 шарнирах рулевых тяг.

Регулировку сходимости выполняют в следующей последовательности:

  • устанавливают трактор на горизонтальную площадку и ставят сошку в среднее положение, для чего поджимают до упора щуп;
  • поворачивают рулевое колесо, устанавливают его в положение, когда щуп максимально утоплен;
  • проверяют чтобы корпуса конических пар (для тракторов МТЗ-82) или поворотные кулаки (для Схема установки передних колес трактора МТЗ-102 на различную колеютракторов МТЗ-80) были выдвинуты на одинаковое расстояние Б (рис. 4.37) соответственно из корпуса переднего моста и трубы передней оси;
  • регулируют левую и правую тяги так, чтобы для обеих тяг расстояние А между шаровыми пальцами было одинаковым;
  • при изменении длины рулевых тяг следят, чтобы сошка оставалась в среднем положении (удерживают с помощью рулевого колеса);
  • для регулировки длины рулевых тяг отпускают контргайки и вращением левой и правой труб устанавливают необходимую длину рулевых тяг;
  • определяют сходимость колес, для чего замеряют расстояние Г между внутренними закраинами ободьев колес впереди (на высоте оси колеса) и делают мелом отметку в местах замера;
  • проезжают трактором вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте, и замеряют расстояние В между метками колес. Разница расстояний при двух замерах определяет необходимую величину сходимости, которая должна быть 4-8 мм. Изменяют сходимость регулировкой длины левой н правой тяг на одинаковую величину;
  • снова проверяют установку сошки в среднее положение и разность расстояний Г и В;
  • законтривают трубы рулевых тяг после окончательной регулировки сходимости колес.

У тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 регулировку шарнирных соединений рулевых тяг проводят путем выбора зазора между шаровыми пальцами и вкладышами вворачиванием пробки в корпус шарнира. Наличие свободного хода в этом сопряжении не допускается. Осевой зазор в конических подшипниках ступиц колес передней оси должен быть 0,08-0,20 мм и регулируется в Изменение колеи направляющих колес тракторов ЮМЗпоследовательности, аналогичной приведенной выше.

Ширину колеи передних колес тракторов МТЗ-100 регулируют ступенчато через 100 мм при симметричном и через 50 мм при асимметричном расположении колес относительно продольной оси трактора. Размер колеи 1850 мм достигается за счет изменения расположения опорных поверхностей дисков и колес относительно ступиц (рис. 4.38).

Колею передних колес тракторов МТЗ-102 регулируют бесступенчато винтовым механизмом, расположенным в рукавах переднего моста, перемещая корпуса конических пар относительно рукавов переднего ведущего моста, а также изменением взаимного расположения диска и обода. Для изменения колеи необходимо:

  • поднять переднюю часть трактора при заторможенных задних колесах;
  • ослабить затяжку клиньев, частично отвернув их гайки;
  • установить штифт 1 (рис. 4.39) в положение, соответствующее выбранной колее (от 1350 до 1800 мм).

Для получения колеи 1800 мм (положение Б) колеса переставляют с правого (левого) борта трактора на левый (правый).

Пределы колеи, мм

1335-1605

1427-1697

1541-1841

Положение диска и обода

А

В

Б

Параметры изменения сходимость направляющих колес тракторов ЮМЗКолею задних колес регулируют бесступенчато и в последовательности, что и у тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

Сходимость передних колес тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 должна быть 4-8 мм. Все операции по регулировке сходимости колес выполняются в той же последовательности, что и для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.    

Тракторы семейства ЮМЗ. Регулировка направляющих колес неведущих мостов тракторов семейства ЮМЗ на различную колею предусматривается с интервалом 100 мм. Регулировку на требуемую ширину колеи проводят в следующей последовательности:

  • поднимают над грунтом одно из колес;
  • отпускают гайки болтов 1 (рис. 4.40), стягивающих разрезной конец трубы, расшплинтовывают и выбивают фиксатор 2;
  • передвигают выдвижной кулак 3 так, чтобы расстояние от колеса до продольной оси трактора было равно половине требуемой ширины колеи, при этом отверстия в трубе и выдвижном кулаке совмещают под фиксатор (после его установки затягивают гайки болтов 1);
  • регулируют длину поперечной тяги при поднятом левом колесе (толкающей тяги - при поднятом правом колесе). Для этого отпускают контргайки 5 наконечников 4, вращают трубу 6 при неподвижных наконечниках и устанавливаю необходимую длину тяги. После этого затягивают контргайки и опускают колесо.

Для изменения ширины колеи на 100 мм требуется соответственно изменить длину поперечной и толкающей тяг на 50 мм. При установке колеи 1660-1860 мм трубу толкающей тяги заменяют грубой длиной 300 мм, а при установке колеи 1360 мм – трубой длиной 106 мм. Сменные трубы имеются в комплекте дополнительных деталей, прикладываемых к трактору. При выполнении регулировки ширины колеи особое внимание следует обращать на затяжку болтов, стягивающих разрезные концы передней оси, а также на заход резьбовой части наконечников в трубы толкающей и поперечной тяг.

Механизм изменения колеи задних колес трактора ЮМЗ, изменение колеи ЮМЗ перестановкой колесПередние ведущие мосты тракторов семейства ЮМЗ унифицированы с мостами тракторов МТЗ-82. Регулировка ширины изменения колеи направляющих колес ведущих мостов осуществляется бесступенчато, аналогично регулировке колес тракторов МТЗ-82.

Сходимость направляющих колес должна быть 10±6 мм. Регулировка сходимости проводится в следующей последовательности:

  • устанавливают оба направляющих колеса в среднее положение, соответствующее движению трактора по прямой;
  • определяют число оборотов рулевого колеса из одного крайнего положения в другое, а затем наполовину полученного числа поворачивают рулевое колесо обратно от крайнего положения;
  • вращая трубы поперечной 3 (рис. 4.4 1) и толкающей 2 рулевых тяг, тщательно устанавливают оба направляющих колеса в положение параллельное продольной оси трактора; на внутренней боковой поверхности передней части каждого направляющего колеса наносят мелом метки так, чтобы каждая из них находилась на уровне оси вращения колеса;
  • измеряют расстояние между метками и, вращая трубы поперечной и толкающей рулевых тяг, сводят каждое колесо на 2,5 мм внутрь замера и получают расстояние А;
  • перекатывают трактор по прямой на столько, чтобы нанесенные метки заняли диаметрально противоположные положения;
  • вновь проводят измерения между метками и получают расстояние Б. При тщательно проделанной работе разность между расстояниями А и Б должна быть 10 мм. По окончании регулировки затягивают до отказа контргайки толкающей и поперечной тяг.

Для изменения ширины колеи задние (ведущие) колеса трактора оборудованы специальным механизмом, который позволяет, не прикладывая больших физических усилий, бесступенчато изменять колею. Этот механизм включает в себя специальный винт 8 (рис. 4. 42), который закрепляется на ступице и входит в зацепление с резьбовой рейкой, выполненной на полуоси. Требуемую колею (1 400-1500 мм) устанавливают перемещением колес по выступающим концам полуосей в следующей последовательности:

  • поднимают одно колесо до отрыва от грунта и выворачивают два болта 3 крепления вкладыша к ступице и транспортировочный болт 6;
  • устанавливают три демонтажных болта 5: один в первый вкладыш, два - во второй вкладыш;     
  • устанавливают винт 8, крышку 10 и закрепляют ее болтами 9;         
  • выворачивают оставшиеся болты крепления вкладышей и болты крышки на 3-4 оборота;            
  • ввертывая в резьбовые отверстия вкладышей демонтажные болты 5, сдвигают ступицу с вкладышей до упора головок болтов во фланцы вкладышей и крышку;     
  • вращением винта 8 устанавливают (передвигают) колесо на расстояние, равное половине требуемой колеи от продольной оси трактора;
  • выворачивают болты 5 из вкладышей, а также болты 9 крепления крышки, снимают крышку 10 и винт 8;
  • вворачивают два стопорных болта 3, транспортировочный болт 6 и затягивают их до отказа. При отсутствии механизма изменения колеи задних колес ее изменяют следующим образом:
  • устанавливают демонтажные болты 5 во вкладыши 2 и 4;
  • выворачивают болты крепления вкладышей на три-четыре оборота;
  • вворачивают демонтажные болты, сдвигают ступицу 1 со вкладышем до упора головок болтов 3 во вкладыши;
  • передвигают ступицу вместе с вкладышами так, чтобы расстояние колеса от продольной оси трактора было равно половине требуемой колеи;
  • выворачивают демонтажные болты 5 из вкладышей и закрепляют ступицу, вворачивая болты 3.

Для установки колеи 1600-1800 мм переставляют колеса выпуклой стороной дисков к рукавам полуоси, поменяв при этом колеса местами (рис. 4.43), чтобы сохранить правильное вращение шин, определяемое рисунком протектора.

Основные показатели и регулировочные параметры ходовой части тракторов приведены в табл. 27.

Основные показатели и регулировки ходовой части тракторов ЮМЗ и МТЗ







Обсудить на сельскохозяйственном форуме